В РИА «Новости» в конце года прошел круглый стол «Теологическое образование в университете современной России». В рамках круглого стола состоялся показ и обсуждение документального фильма «Университет».
Авторы фильма пытались подчеркнуть преемственность Свято-Тихоновский университета еще дореволюционным гуманитарным традициям церкви, ее иерархам, членам Собора 1917-1918 годов. Фильм начинается с исторического экскурса истории епархиального дома в Лиховом переулке, но закадровый текст, собранные в фильме интервью, скорее показывают отрешенность религиозной жизни от жизни народа накануне революции. Собор проходит после решения Временного Правительства отделить церковь от государств, на нем определяются пути развития Православной церкви, выбирается Патриарх, решаются организационные вопросы, а за окнами исторического здания в Лиховом переулке, где потом разместится Свято-Тихоновский университет, идет жизнь своим чередом – митингуют, стреляют, убивают, жизнь идет, но другая и чужая, светская. А потом чужие люди жгут иконы в здании епархиального дома в Лиховом переулке.
Но эти люди, которые лишь затем стали «хотя и верующими, но в абсурд» (выражение было высказано в пояснении к фильму), свергали не Православие, не самодержавие, свергали как раз Временное Правительство, что отреклось от Православной церкви, отделило ее. После Октябрьской революции народ как раз вернулся в церкви, причем в церковь, как отмечалось, вернулось самая активная часть населения мужчины.
Но затем даже глубоко верующие перестали ходить в храмы, там тоже были информаторы власти, и всякое проявление религиозной жизни грозило отлучением от светской.
Может быть, поэтому после фильма потребовались пояснения протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского университета, одной из главных целей создания университета послужило стремление пойти навстречу молодежи, не пытаться заставить ее верить, а пытаться убедить, в том числе и в дискуссиях. И лучше это делать в традиционном для России месте, где концентрируется и собирается молодежь – в ВУЗах. И делает университет это хорошо, в качестве примера приведено было отделение церковного пения. 94% выпускников работают по специальности, это, видимо, лучший показатель в России. Выпускники этого отделения образовали уже во время обучения много семейных пар, к тому многодетных, а при этом университет признан неэффективным, - просто понятия об общественных ценностях в Министерстве образования неправильные. Отмечено также, что среди выпускников университета уже много стало государственных чиновников высокого ранга и даже появились свои православные банкиры.
Но в конце обсуждения фильма, после объяснения необходимости тесного взаимодействия религиозного и светского образования, что выразилось основанием Университета прозвучала ремарка ведущего круглого стола священника Георгия Ореханова (автора книги о Льве Толстом) о «бессмысленности мероприятия», в котором ему пришлось участвовать, - обсуждении на выставке интеллектуальной литературы «Nonfiction» –книги Павла Басинского «Лев против святого» о двух великих представителях российской интеллигенции - Льве Толстом и Иоанне Кронштатдском. Но как раз там обсуждалось взаимодействие религиозного и светского образования, в ходе дискуссии прозвучала и реплика о роли Православной церкви в создании Московского царства, русской государственности (в советское время тщательно замалчивающейся) – Московское государство сформировалось после того как Успенский собор Московского Кремля стал кафедрой московского митрополита, переселившегося в Москву из Владимира. Этот факт легко сопоставить с подчеркиванием в фильме о проведении Собора 1917 -1918 гг., в здании в Лиховом пер., отгородившись от светской жизни и революционных настроениях. А если бы Собор и выборы патриарха проходили бы не в Лиховом переулке, а в Зимнем дворце – был бы захват власти, как сказано, всего лишь «кучкой большевиков, верящих в абсурд», но навязавших позже свое мировоззрение массам, потерявшим свое национальное мировоззрение?
О значении роли места, о крушении и восстановлении веры может сказать список исторических мест, поруганных святых мест Москвы, либо проклятых. Что там будет – восстановление веры? либо будет продолжаться «пляска на костях православных храмов» банков, различных контор и светских учреждений не отделенных от государства - включая Госдуму и отдельные «образовательные» учреждения.
Список прилагается
|